Сегодня мы ответим на самые распространенные вопросы, касающиеся введения обязательной маркировки лекарственных препаратов в России. Вы узнаете о порядке проведения процедуры, нюансах и особенностях, а также сроках полного перехода предприятий к реализации нововведения на практике.
К сожалению, Россия признана одним из лидеров по обороту контрафактных лекарственных средств. Эти данные опубликовала Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Российские покупатели согласны с данным утверждением. Они считают, что в большинстве случаев приобретают в аптечных пунктах фальшивку. Торгово-промышленная палата провела исследование, в ходе которого выяснилось: доля контрафакта в отрасли достигает 60%.
Такие цифры совсем неутешительны, ведь это касается жизни и здоровья людей. Вот поэтому закон об обязательной маркировке в первую очередь затронул оборот лекарств.
Цель нововведения — отследить переход права собственности на медикаменты и их движение от изготовителя до конечного потребителя. Контроль обеспечивается при помощи нанесения на каждую единицу товара уникального кода идентификации. Это мероприятие находится в зоне ответственности производителя — фармацевтического предприятия. Получать коды необходимо в Единой национальной системе цифровой маркировки и прослеживания продукции “Честный знак”.
Так сведения о лекарственных средствах попадают в учетную программу. Каждый шаг, включая реализацию изделий поставщикам и посредникам, вносится в базу данных. За движением продукции могут следить государство и другие заинтересованные лица.
После совершения покупки товара конечным потребителем код идентификации больше не учитывается. Остановимся подробнее на этой ситуации. Новый закон делает невозможной легальную реализацию немаркированных лекарственных средств через торговые предприятия. При продаже фармкомпания считывает код идентификации. Идентификационные сведения попадают в кассовый чек, в котором появляются соответствующие реквизиты. Если этого не произойдет, онлайн-касса не допустит продажу.
Сеть обращения препаратов довольно обширна и включает множество участников, а значит маркировка коснется следующих групп:
За распространением лекарств смогут следить покупатели с помощью приложения для смартфона “Честный знак”. Для этого достаточно отсканировать телефоном код идентификации, после чего на экране появятся данные о происхождении товара.
Продукция будет маркироваться матричными кодами Data Matrix. Они уже применяются в экспериментальных проектах для идентификации одежды и обуви. Код представляет собой 2D символику, защищенную криптографическими способами шифрования. Он похож на уже ставший известным QR-код, но включает в себя гораздо больше информации.
Преимущества Data Matrix:
Процесс перестраивания работы целой отрасли начался еще три года назад.
Основными этапами перехода к обязательной маркировке лекарств являются:
Лекарственные средства, изготовленные до начала вступления в силу обязательной маркировки, можно реализовывать до конца срока годности.
Порядок проведения мероприятий определяется статусом предприятия. Для заводов-изготовителей, аптечных пунктов и медучреждений он будет разным.
Отечественные фармкомпании и поставщики зарубежных лекарств должны выполнять основные требования:
В зону ответственности данных компаний входят:
Все операции проводятся путем сканирования кодов Data Matrix. Это значит, что поставщикам понадобится приобрести дополнительные устройства — 2D-сканеры.
Все учреждения, использующие лекарственные препараты при оказании услуг (без продажи напрямую), обязаны:
Розничные продавцы должны:
Все отраслевые предприниматели, начиная от производителя и заканчивая продавцом, обязаны зарегистрироваться и начать работу в информационной системе мониторинга движения лекарственных препаратов (ИС МДЛП).
Что нужно сделать предприятию:
Каких-либо сложностей с применением нововведений у производителей и импортеров не возникло. Но в сфере розничной торговли все обстоит иначе. Некоторые предприниматели не поняли, для чего нужно реформирование отрасли и ждут отсрочки требования об обязательной маркировке лекарственной продукции. Тем не менее, прогресс неизбежен и продавцам придется с этим смириться.
Для вас мы подготовили пошаговый план, который поможет адаптироваться в новых условиях. Итак, о чем нужно помнить:
Мы надеемся, что информация была вам полезна и вы примете установленные правила по распространению лекарственных средств во всеоружии. Успехов в бизнесе!
РАССЧИТАЙТЕ СТОИМОСТЬ ДОКУМЕНТА В «РОС-ТЕСТ»
Вы можете заказать этот документ прямо на сайте
заказатьЗаказать сертификат