В июле 2019 года стартовал эксперимент по маркировке молочных изделий, который продлился до февраля этого года. Оператором процедуры назначен Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Он курирует работу нового проекта в полном объеме. Система маркировки, которая носит название “Честный знак”, уже используется для 10 видов молочных продуктов.
Суть маркировки заключается в нанесении на товары специального 2D штрих-кода. Данный код может быть отсканирован при приемке продукции на склад и при покупке в магазине.
Внедрение маркировки проводится поэтапно:
Российское правительство продлило эксперимент по маркировке молочных изделий до 31 марта 2020 года.
Контроль сырья, используемого при изготовлении товара возложен на ветеринарную сертификационную систему «Меркурий» во главе с Россельхознадзором. Проверка готового изделия и его перемещение от производителя до торгового предприятия осуществляется уже с помощью ИС «Честный знак» под эгидой ЦРПТ. Данный системный подход помогает следить за продукцией на всех этапах ее производства и реализации. Следовательно, потребитель может быть уверен в безопасности представленных на российском рынке продуктов.
Таким образом, маркировка сырья входит в компетенцию «Меркурия», а проверка готовой продукции — «Честного знака».
Алгоритм проведения процедуры можно разбить на несколько периодов:
Государство возлагает на процедуру большие надежды. Задача маркировки — отслеживать перемещение продукции от завода-производителя до магазина. Данная мера позволит значительно сократить объем контрафакта, который может быть опасен для употребления потребителями.
“Честный знак” по своему функционалу дополняет введенную в действие в июле 2018 года систему «Меркурий» и направлен на пополнение бюджета РФ.
Информация о сроке годности изделия, его легальности и производителе будет доступна обычным покупателям. Чтобы получить данные сведения, достаточно иметь на своем смартфоне специальное приложение “Честный знак” и отсканировать штрих-код, нанесенный на каждую упаковку. Теперь потребители смогут выбирать более качественные продукты, изготовленные из натуральных ингредиентов.
Нововведение исключит из товарных отношений недобросовестных предпринимателей, которые занимаются продажей контрафакта или фальсификата. Это значит, что для честных производителей будут созданы все условия для развития деятельности и наращивания оборота. При обнаружении в магазине поддельного кода, просроченного или некачественного товара человек сможет с помощью приложения отправить жалобу в соответствующую инстанцию.
ИС «Честный знак» гарантирует полноценное участие в эксперименте всех потребителей. Они будут самостоятельно контролировать качество молокосодержащей продукции, представленной на прилавках магазинов.
Молочные изделия, подлежащие обязательной маркировке:
На производственном предприятии нанесение маркировки проводится несколькими способами:
Для распознавания идентификационного кода необходимо специальное оборудование — «техническое зрение».
Магазинам требуется установить:
Были проведены проверки качества нанесения штрих-кода на различные поверхности упаковок с помощью верификатора. Самым оптимальным оказался способ нанесения кода на дно пластиковой упаковки. Также есть возможность использования специальных этикеток.
Предприниматели переживают по поводу роста расходов на покупку дополнительного оборудования. Принтеры необходимы для каждой упаковочной производственной линии. А на покупку QR-кодов отрасли придется ежегодно тратить около 25 млрд руб. Потребуется внести изменения и в дизайн упаковки. Следовательно, возможно увеличение стоимости готовой продукции на 10%.
ПП РФ № 836 от 29.06.2019 г. устанавливает:
Эксперимент проводится на добровольной основе, поэтому штрафы пока не предусмотрены.
Магазины должны провести разделение молочных продуктов, содержащих молочный жир или его заменитель. В данном случае используются аббревиатуры «БЗМЖ» и «СЗМЖ».
Нововведение призвано помочь потребителям выбрать качественные товары, не оказывающих вредное воздействие на организм человека.
В 2018 году Россельхознадзор выявил большое количество фальсифицированной продукции из молока (21,6% от общего объема проверки). Общество обеспокоено, что большинство продуктов изготавливается с использованием пальмового масла и других жиров растительного происхождения. Применять их разрешено, но готовый продукт должен иметь соответствующее название (спред, творожный продукт).
Такие наименование не востребованы на рынке, поэтому некоторые недобросовестные производители не используют их, указывая неверный состав.
Пальмовое масло — дешевое сырье, вытесняющее с отечественного рынка натуральное молоко. Оно становится угрозой для российской молочной промышленности. Честным производителям тяжело конкурировать с такими фальсификаторами, т. к. покупатели чаще всего выбирают дешевые продукты.
Национальный союз производителей “Союзмолоко” негодует из-за возможного роста расходов на маркировку. Для отрасли расходы могут стать непосильными, кроме того нововведение считается избыточной мерой борьбы с фальсификатом. Результаты эксперимента покажут реальную картину и степень эффективности реформирования.
РАССЧИТАЙТЕ СТОИМОСТЬ ДОКУМЕНТА В «РОС-ТЕСТ»
Вы можете заказать этот документ прямо на сайте
заказатьЗаказать сертификат