Как проходит проверка Роспотребнадзора
ЧАСТЬ 2
Продолжаем тему контроля Роспотребнадзора. В предыдущей части мы рассказывали о видах и объектах изучения, запрашиваемых инспекторами документах и на что обращают внимание проверяющие. Если вы пропустили часть 1, рекомендуем пройти по ссылке и почитать.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Длительность проверок не должна превышать 20-ти дней. В исключительных случаях продолжительность может быть увеличена. Основанием для этого служит распоряжение Роспотребнадзора. Об этом предпринимателя оповещают заблаговременно.
Бывают ситуации, когда документарная проверка переходит в выездную. Следовательно, увеличивается и совокупное время, которое составит 40 суток.
Для субъектов малого бизнеса существуют свои ограничения для выездного мероприятия — 50 часов в год, на микропредприятии — 15 часов.
Выездная плановая проверка может увеличиться на 20 рабочих дней, если будут необходимы сложные исследования. Увеличение продолжительности должно одобрить должностное лицо, ранее подписавшее приказ об инспекции. В отношении малого бизнеса сделать это могут только главные санитарные врачи.
НЮАНСЫ ПРОВЕРКИ РОСПОТРЕБНАДЗОРА
Одним из важных этапов является изучение документации предпринимателя. Инспектор предоставляет заверенную копию приказа и запрашивает пакет документов.
Сведения, содержащиеся в государственных реестрах, можно не предоставлять, проверяющие изучают их самостоятельно.
Предъявить копии запрошенных сведений с подписью предпринимателя нужно в течение десяти рабочих дней. За уклонение от данного требования грозит административная ответственность.
На выездных проверках инспектор предъявляет свое удостоверение и приказ о проведении контроля. В нем указывается все интересующие подробности инспектирования.
По завершении мероприятия выдается акт (или заключение), в котором указываются обнаруженные нарушения и предписания по их устранению. Один экземпляр документа принадлежит инспектору, второй вручается предпринимателю.
Информация, содержащаяся в заключении:
- дата и место составления;
- участники экспертизы;
- реквизиты распоряжения об инспекции;
- данные о компании, ее руководителе, присутствовавшем во время проверки;
- дата начала и окончания;
- выявленные нарушения;
- факт ознакомления проверяемого с актом (подтверждение или несогласие с выводами акта с указанием причин);
- отметка о внесении записи о проверке в книгу учета;
- подписи проверяющих специалистов.
Какие сведения вносятся в журнал учета:
- проверяющий орган;
- эксперты;
- дата и продолжительность мероприятия;
- основания и цели исследования;
- выявленные нарушения;
- реквизиты итогового заключения.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕРКИ
Главное — не паниковать!
Следуйте нашим советам:
- обратитесь к юристу и оповестите персонал;
- изучите удостоверения инспекторов и приказ о начале контрольного мероприятия. Особое внимание обращайте на имена, даты и другие подробности;
- ознакомьтесь с планом действий и списком запрашиваемых сведений;
- следите, чтобы проверяющие поставили подпись в книге учета проверок;
- проанализируйте итоговые результаты, занесенные в акт.
КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ДОПУЩЕНЫ ОШИБКИ СО СТОРОНЫ ИНСПЕКЦИИ
Рекомендуем предпринимателю проследить, чтобы работа Роспотребнадзора не выходила за рамки его полномочий:
- плановая инспекция должна проводиться в присутствии должностных лиц или представителей предприятия. В противном случае она будет признана незаконной. Исключение — жалобы о нарушениях, которые угрожают жизни людей и государственной безопасности;
- проверяющие не должны изымать оригиналы документов, запрашивать сведения или продукцию, не относящиеся к предмету контроля;
- соблюдение сроков проведения процедуры;
- забор образцов для исследований может проводиться только в установленных нормах и с составлением актов;
- Роспотребнадзор не имеет права выдавать предписания о проведении проверок за счет предпринимателя;
- результаты процедуры контроля являются тайной, разглашать которую инспекторам нельзя;
- требование об оплате контрольных мероприятий — незаконно.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ НАРУШЕНИЙ
При выявлении нарушений со стороны предпринимателя инспектор может:
- оформить предписания;
- наложить штраф;
- прекратить работу компании до устранения нарушений;
- передать дело в судебную инстанцию.
Итоговый акт можно обжаловать в течение 3-х месяцев с момента его получения. Документ направляется сразу в суд или в вышестоящую государственную структуру. В нем указываются ошибки, допущенные проверяющими.
В следующей части вы узнаете:
- о популярных штрафных санкциях Роспотребнадзора;
- о подготовке к проверке на примере предприятия по производству продуктов питания.