Российские экспортеры услуг сталкиваются с множеством барьеров
Если экспорт российских товаров пользуется поддержкой различных государственных программ, то производители услуг лишены таких мер поддержки.
Наиболее перспективные экспортные услуги – в сфере информационно-коммуникационных технологий и финансов. Больше всего барьеров в торговле услугами ставят Китай, Индия и страны Персидского залива.
Хотя Минэкономразвития подготовило проект мер поддержки экспорта услуг еще в апреле, правительство не рассмотрело данный вопрос. Согласно документу планируется выделить 100 миллиардов рублей помощи российским экспортерам услуг. При этом поддержка будет оказана въездному туризму, транспортным услугам и информационным.
Основные барьеры для экспорта туристических услуг – визовый режим, нет программ похожих на China Friendly и проблемы с транспортной доступностью. Экспорт строительных услуг затруднен правовыми барьерами принимающих стран, в частности в Китае есть ограничения на зарубежные инвестиции, необходимость подтверждения квалификации рабочих. Финансовые услуги ограничиваются иностранным присутствием, проблемами трансграничного перевода денег, обязательным участием местных граждан в управлении компании.
В перечне барьеров для информационных услуг отмечаются обязательная локализация данных, запрет иностранного софта в государственных органах, пиратство интеллектуальной собственности. Наибольшие проблемы в этой сфере наблюдаются в Китае, Индии и Турции.