Принципы СМК - основа системы менеджмента качества
Система менеджмента качества (СМК) является составным элементом общей структуры управления на предприятии, которая функционирует с целью обеспечения стабильного качества производимой продукции и оказываемых услуг.
В ходе разработки СМК формируются цели и стратегия в области улучшения внутренних процессов и деятельности в целом, а также достижения поставленных задач, адаптируясь под ожидания потребителей. Однако ключевая особенность — это разработка уникальной концепции управления, способствующей предотвращению несоответствий, способных негативно отразится на качестве готовой продукции или работ.
7 ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ
Система менеджмента качества представляет собой совокупность методов управления, административных и технологических процессов и ресурсов, взаимосвязанных и взаимодействующих для эффективного осуществления деятельности.
СМК базируется на следующих принципах:
- Ориентация на потребителя
Важным аспектом деятельности организации, которая работает в соответствии с ИСО 9001, является фокусировка на потребностях заказчика.
- Лидирующая роль высшего руководства
Руководитель предприятия является лидером, который привержен политике, целям и стратегии в области качества.
- Вовлечение персонала
Для сотрудников проводится обучение основным принципам менеджмента качества, каждый из них осведомлен о своей роли в системе, зоне ответственности и обязанностях.
- Процессный подход
Определены основные процессы, установлено взаимодействие между ними.
- Улучшение
Вводится механизм постоянного улучшения СМК для оптимизации отдельных работ, что приводит к повышению эффективности деятельности организации в целом.
- Решения, основанные на фактах
Принятие управленческих решений на основе подтвержденных, объективных сведений.
- Управление взаимоотношениями
Акцент не только на внутреннее взаимодействие в организации, но и внешние заинтересованные стороны.
ЧТО ДАЕТ ВНЕДРЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА?
В стандарте ISO 9001 отражается идеология менеджмента качества в целом, выступающая в виде полноценной базы для создания и развития СМК в любых организациях вне зависимости от их масштаба и области деятельности. Практика показывает, что внедрение принципов ISO в организации дает возможность обрести ряд преимуществ:
- однозначно установлен порядок планирования и организации внутренних и внешних процессов;
- организация производственного цикла позволяет оптимально распределять необходимые ресурсы;
- определен механизм сотрудничества с заинтересованными сторонами, что позволяет создать ценность взаимного партнерства;
- создана система документооборота, при котором однозначно определены правила управления всеми видами документов, четко определены маршруты их движения;
- определена процедура выявления причин несоответствий, приводящих к потерям качества, методы их устранения и предотвращения их повторного возникновения;
- внедрены способы сбора и анализа данных, необходимых для принятия управленческих решений и определения недостатков в организации работ;
- применяется практика проведения внутренних аудитов, что позволяет выявлять организационные и исполнительные несоответствия в деятельности предприятия.
НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ СТАНДАРТЫ
К наиболее распространенным сериям ISO можно отнести следующие:
- 9001 — менеджмент качества;
- 14001 — менеджмент охраны окружающей среды;
- 22000 — безопасность пищевых продуктов;
- 27001 — информационная безопасность;
- 31001 — риск-менеджмент;
- 45001 — охрана здоровья и безопасности;
- 50001 — менеджмент энергоэффективности.
СЕРТИФИКАТ СМК
После внедрения всех принципов можно пройти процедуру сертификации по стандарту ИСО 9001. Оценка функционирования СМК независимой компетентной организацией подтверждают ее результативность. Наличие официального документа, свидетельствующего о соответствии системы требованиям международного регламента, позволяет:
- официально подтвердить соответствие деятельности предприятия международным требованиями в области качества;
- создать положительный имидж, привлекательный для партнеров, потребителей и инвесторов;
- получить возможность участвовать в торгах на электронных площадках, выгодно выделяясь среди конкурентов;
- сократить расходы благодаря более эффективному планированию работ и использованию ресурсов;
- повысить лояльность со стороны инспектирующих органов;
- беспрепятственно вступать в саморегулируемые организации;
- осуществлять оценку соответствия продукции по схемам, требующим наличие сертификата системы качества.
Обратитесь к сотрудникам центра “Рос-Тест” для получения бесплатной консультативной помощи.