Сертификация услуг общественного питания

На уровне ЕАЭС и в России сертификация услуг общественного питания не требуется. В обязательном порядке оформлять сертификат на услуги общепита не нужно. Но это не значит, что регулирование в данной сфере отсутствует.

Что требуется для законного ведения деятельности ресторанов, кафе, столовых и других точек?  

Законодательство

Предприятия общественного питания  — рестораны, кафе, бары, столовые — ежедневно посещаются огромным количеством людей. Это неотъемлемый и важный элемент жизни больших городов. Так как следствием некачественного сырья или нарушения технологии на предприятиях общепита может стать массовый вред здоровью людей, стандартизации и сертификации услуг общественного питания государство уделяет серьезное внимание.

Международный стандарт, определяющий правила для процесса изготовления пищевой продукции – ХАССП (ISO 22000:2005). Его адаптация в отечественной системе — ГОСТ Р ИСО 22000-2007.

На уровне ЕАЭС требования к безопасности пищи устанавливает ТР ТС 021 2011. В нем указывается, что соблюдение принципов ХАССП обязательно всеми участниками  отрасли, связанной с производством, логистикой и реализацией пищевых продуктов. За применением принципов ХАССП в деятельности точек общепита уполномочен следить Роспотребнадзор.

В рамках российского законодательства действуют:

  • ГОСТ 30390-2013 – устанавливает общие требования к продуктам, реализуемым через предприятия общественного питания населению;
  • ГОСТ Р 51705.1-2001 – уточняет реализацию принципов ХАССП, особенности управления качеством пищи;
  • ГОСТ Р 55889-2013 – описывает особенности применения ГОСТ Р ИСО 22000-2007;
  • ГОСТ Р 56766-2015 – обозначает требования к производству и реализации продукции общественного питания;
  • Правила оказания услуг общественного питания
  • И др.

Описанные во всех стандартах требования обязательны к соблюдению, но получить документы, подтверждающие соответствие предприятия общепита данным нормам, можно на добровольной основе.

Добровольная сертификация

Для компаний сектор HoReCa следует выделить два возможных варианта сертификации:

  1.  ИСО 22000 или НАССР – подтверждает внедрение принципов и правил этих стандартов на производстве. Служит удобным и веским аргументом при проверках Роспотребнадзора.
  2.  Добровольный сертификат в системе ГОСТ Р – позволяет подтвердить соответствие услуг большому перечню государственных норм, которые включают в себя не только ГОСТы, но и Правилам, СанПиНам.

Полученные сертификаты становятся документальным подтверждением успешного прохождения проверок и свидетельством ответственного отношения к бизнесу и клиентам.

Кто может пройти оценку соответствия?

Пройти оценку соответствия может любая компания, оказывающая услуги в данной области, независимо от ее размера, правовой формы и месторасположения. Ограничение есть только одно: физическое лицо пройти сертификацию не может, только ИП или юр. лицо.

Отвечая на вопрос, актуально ли это для вас, можно отметить, что особенно важно это для предприятий, ведущих свою деятельность по таким направлениям:  

  • Доставка еды на дом;
  • Распространение кулинарной продукции;
  • Предоставление питания в столовых, закусочных, кафе, ресторанах и барах;
  • Изготовление кондитерских изделий.

Преимущества

Наличие сертификата соответствия на услуги общепита позволяет выделиться на фоне конкурентов, серьезно зарекомендовать свой бизнес для партнеров и повысить доверие клиентов. Однако это далеко не все. Документ позволяет:

  • Заключать договора с крупными компаниями (например, на реализацию продукции в Метро, Ашане, Перекрестке, Пятерочке и т. д.), которые часто сами инициируют аудит предприятий-партнеров и не работают с компаниями, не прошедшими сертификацию;
  • Участвовать в тендерах на предоставление выездного корпоративного обслуживания, кейтеринга;
  • Размещать на упаковке (если она осуществляется) информацию о том, что продукт сертифицирован.

Нормативно-технические документы

Сертификация общественного питания проводится по стандартам международного и российского уровня. Добровольная проверка соответствия качества услуг предусматривает возможность для предпринимателя подобрать оптимальные схемы проверки соответствия.  

Однако, ТР ТС 021 2011 устанавливает необходимость внедрения принципов ХАССП в свою деятельность для всех без исключения участников рынка пищевой продукции. Подтвердить внедрение ХАССП  на производство легче всего, пройдя сертификацию по стандартам ГОСТ Р ИСО 22000-2007 или НАССР.

Несоблюдение требований Технического регламента чревато наложением штрафных санкций, контроль за этим осуществляется Роспотребнадзором, который проводит регулярные проверки.

Процесс оформления

Порядок сертификации услуг в области общественного питания:

  1.  Обращение в аккредитованный центр: консультация со специалистами, подбор параметров сертификации, заполнение заявления, уточнение стоимости и заключение договора.
  2.  Сбор документов, предоставление их специалистам.
  3.  Проведение оценки соответствия предприятия стандартам, с выездом аудиторов или без него (зависит от схемы проверки соответствия).
  4.  Анализ и сопоставление всех полученных данных.
  5.  Выдача добровольного сертификата соответствия. Документ действует от 1 до 3 лет.

Какие документы потребуются?

Специалисты по сертификации попросят вас предоставить:

  • Полные данные заявителя (реквизиты, свидетельства о регистрации, некоторые страницы устава, документы на производственное помещение (площадь, право владения или аренды).
  • Результаты проведенных ранее испытаний продукции;
  • Лицензия на продажу алкоголя (если он реализуется);
  • В некоторых случаях могут потребоваться разрешения пожарной службы и СЭС.

Уточнить информацию о необходимых документах, стоимости и сроках проведения сертификации услуг общепита вы можете у наших специалистов. Мы отвечаем на вопросы в течение нескольких минут и обеспечиваем выдачу разрешений по выгодным ценам в самые короткие сроки с соблюдением всех законодательных норм.  

Вы можете заказать этот документ прямо на сайте

заказать
Заказать сертификат