Сертификация задвижек в Нижнем Новгороде
Сертификат на задвижки является обязательным в системе государственной сертификации ГОСТ Р. В процессе сертификации задвижек, претендент должен подтвердить с помощью требуемых документов и предоставленных образцов продукции для сертификационных испытаний, все нормативные показатели эффективности и безопасности, установленные в законодательном порядке для данного вида изделий.
Задвижка – это составляющая часть трубопроводной арматуры, может использоваться как в качестве регулирующего, так и запирающего элемента. Она устанавливается перпендикулярно току рабочей среды (воды, нефти, любой другой жидкости). Задвижки являются очень распространенным изделием при использовании в различных отраслях промышленности и жилищно-коммунального хозяйства. Чаще всего задвижки не регулируют расход среды, а применяются в качестве запорной арматуры. При этом элемент, выполняющий роль запора, находится в одном из крайних положений «открыто» или «закрыто» в процессе эксплуатации. Главная функция этой продукции – не пропускать жидкость в случае перекрытия потока. Сертификат на задвижки подтверждает, в том числе, способность изделия качественно выполнять данную запорную функцию. В виду важности этой составляющей арматурного оборудования, как для человека, так и для окружающей среды, российское законодательство предусматривает, что сертификация задвижки должна быть пройдена производителем или поставщиком в обязательном порядке. Этот вид изделий включен в Перечень, предусматривающий обязательность сертификации задвижки (Постановление правительства РФ № 982, увидевшее свет 1 декабря 2009 года). Основным нормативным документом, на соответствие которому осуществляется сертификация задвижки, является ГОСТ Р 52720-2007.
Существует несколько классификаций задвижек:
- Они могут быть полнопроходными или суженными. Это зависит от необходимого для выполнения функции диаметра задвижки по отношению к диаметру самого трубопровода, на который установлен механизм. Суженные задвижки не рекомендуется устанавливать на трубопроводах, имеющих большой диаметр.
- В зависимости от способа управления механизмом задвижки могут быть ручными (т.е. запор осуществляется с помощью штурвала), гидроприводными, электроприводными и редко оснащенными пневмоприводами.
- Основная классификация различает задвижки по конструкции запорного органа. По этому признаку задвижки бывают: шиберные, клиновые, шланговые, параллельные.
Материалы, из которых могут быть изготовлены изделия, проходящие сертификацию задвижек:
- корпуса могут быть изготовлены из чугуна или алюминиевого сплава. И в том и в другом случае используется литье;
- стальные задвижки, также изготовленные с помощью литья;
- из титановых сплавов производятся путем сварки заготовок (эти задвижки называют штампосварными).
Штампосварные задвижки позволяют получать высокое качество корпусов изделий. После подтверждения его с помощью сертификата на задвижки, такая продукция допускается в эксплуатацию на ответственных объектах, в том числе в атомной энергетике. На некоторые современные задвижки не существует ГОСТов, поэтому для их производства и сертификации задвижек изготовитель должен разработать и официально зарегистрировать Технические условия, на основе которых осуществляется изготовление продукции. Т.к. обязательная сертификация задвижек предусматривает определенный набор характеристик, которые подтверждает сертификат на задвижки, то добровольная сертификация задвижек происходит достаточно часто по инициативе самих изготовителей или продавцов. Цель ее – официально подтвердить наличие уникальных качеств изделия, которые будут способствовать их продвижению на рынке материалов. Таким документом является Добровольный сертификат на задвижки.
А подтвердить производитель может, в том числе, следующие характеристики современных изделий:
- наличие внутреннего и внешнего покрытия, исключающего или уменьшающего коррозию металла;
- наличие неподвижной латунной клиновой гайки, которая запрещает перетягивание задвижки;
- наличие обрезиненного клина, не допускающего появления ржавчины и обеспечивающего повышенную плотность при закрытии задвижки;
- наличие уплотнения штока с системой, устраняющей заклинивание и защищающей от грязи.
Сертификат на задвижки должен быть получен до принятия механизма в эксплуатацию.
Любое запорное устройство в соответствии с нормативными требованиями должно иметь маркировку, которая включает следующую информацию:
- наименование;
- марку материала корпуса;
- направление потока среды;
- товарный знак изготовителя;
- условное давление;
- условный проход.